Помещение под магазин. Критерии и условия выбора
Если Вы приняли решение развивать собственный бизнес в сфере розничной торговли и хотите открыть магазин, основное внимание, прежде всего, необходимо уделить разработке торговой концепции. Для начала нужно очень четко ответить на 3 основных вопроса: что? кому? и где? Вы будете предлагать. При этом несомненно, что вопрос выбора помещения для магазина будет одним из ключевых.
Ответ на вопрос «что», по сути, определит специализацию вашего предприятия. Для начала решите, хотите Вы торговать продуктами питания, бытовой техникой, детскими игрушками, товарами для животных или чем-то еще. Определившись со своей рыночной специализацией необходимо переходить к выбору целевой аудитории. На какой рыночный сегмент будет ориентировано Ваше предложение? Кто будут Ваши основные покупатели ? Именно эти факторы в первую очередь определяют выбор Вами помещения под магазин. Далее рассмотрим стратегически наиболее важные, с нашей точки зрения, моменты, которые необходимо учесть при выборе помещения для магазина.
Вопрос первый и наиболее значимый - территориальное расположение помещения. Этот фактор является определяющим при выборе помещения для магазина в силу нескольких причин:
1) во-первых, выбор территориального расположения должен обеспечивать максимальный охват интересующей Вас целевой аудитории. Так, если Вы планируете продавать продукты питания жителям близлежащих домов, то магазин целесообразно расположить на первом этаже одного из них. Если у Вас в планах охватить целый район, то целесообразным местом расположения магазина будет его размещение поблизости места пересечения основных транспортных потоков. При этом наиболее целесообразно разместить его в отдельно-стоящем помещении.
2) во-вторых, планировать месторасположение магазина необходимо с учетом расположения основных конкурентов. Изучите места дислокации своих конкурентов и постарайтесь выбрать помещение под магазин таким образом, чтобы немного отдалиться от них, не забывая при этом о близости к своему потребителю;
3) в-третьих, выбор места расположения непосредственно зависит от того, какие товары Вы собираетесь предложить рынку. Если это главным образом продуктовая группа, то выбор помещения удаленного от покупателей будет провалом. Если же это что-то более специализированное (мебель, рыболовное оборудование, цветы для дома и участка и т.п.), то магазин может размещаться и в достаточно удаленном месте. Однако в этом случае необходимо особое внимание уделить рекламе (чтобы покупатели узнали о Вас) и организации подъезда к магазину.
Второе ключевое решение относительно помещения для Вашего магазина – это определиться с целесообразностью аренды либо же покупки помещения. Если Ваш стартовый капитал составляет всего тысячу долларов, то каких-то особых вариантов у Вас нет – аренда. Если же Вы располагаете определенной суммой, то здесь следует подумать. Безусловно, покупка помещения является достаточно рискованным и затратным шагом. Во-первых, это потребует значительных вложений, причем, если собственных средств у Вас не хватит, придется брать кредит и платить по нему проценты. Во-вторых, в случае неудачи бизнеса размер убытков окажется выше, нежели при аренде помещения.
С другой стороны, покупка помещения имеет и существенные плюсы по сравнению с арендой. Во-первых, это стабильность. Помещение под магазин будет в собственности и никакой арендодатель не сможет попросить Вас съехать. Во-вторых, никто не сможет давить на Вас угрозами повысить арендную плату и требовать освободить помещение в случае несогласия (в случае с арендой так бывает достаточно часто, когда арендодатель видит что Ваш бизнес пошел и приносит неплохие доходы).