Распродажа от ГК «Эталон»
Группа компаний «Эталон» до конца года намерена реализовать четыре крупных объекта коммерческой недвижимости расположенные в Санкт-Петербурге, в том числе торговый центр «Аура» находящийся в Приморском районе.
На активы «Эталона» уже претендуют различные московские инвесторы. Общая сумма, которую компания намерена выручить за данные активы, оценивается в 2,5 миллиарда рублей. Суммарная стоимость всей коммерческой недвижимости в портфеле «Эталона» в настоящее время составляет порядка 10 миллиардов рублей.
Общая площадь торгового комплекса «Аура» расположенного на Лахтинском проспекте, 85 составляет 14,7 тысяч квадратов. Кроме того, компания реализует два бизнес-центра площадью 11 тысяч кв. м и 6,2 тысяч кв. м в квартале «Царская столица» у Московского вокзала, а также «Училищный дом» площадью 3,7 тысяч кв. м, который входит в состав жилого комплекса «Речной» в Рыбацком и пока ни под какие коммерческие функции не использовался. Данные представлены «Деловым Петербургом».
В группе заявили, что управление коммерческой недвижимостью является непрофильным бизнесом для компании. На сегодня на активы претендуют три потенциальных покупателя из Москвы.
По мнению Кирилла Акиньшина, руководителя отдела консалтинга и оценки компании Maris в ассоциации с CBRE, сумма, которую организация намерена выручить за активы, кажется завышенной. Реализация всех активов одним пакетом мало вероятна, скорее всего, первыми будут проданы офисный центр в составе микрорайона «Царская столица» и «Училищный дом». Связано это с тем, что удаление от станций метро «Площадь Восстания» и «Рыбацкое» соответственно незначительное. ТК «Аура» скорее всего будет реализована последней и со скидкой.
Специалисты говорят, что «Эталон» пробовала себя в девелопменте коммерческой недвижимости, реализуя такие проекты, как торговый комплекс «Аура»,бизнес-центры «Биржа» и «Смоленский» на Васильевском острове. Одно ни один из данных проектовов не сыграл особой роли для застройщика. В настоящее время девелопер фокусируется на создании жилья, а бизнес-центры в составе жилых проектов были реализованы, поскольку на этих участках было возведены максимально допустимое количество жилья.
Отметим, что рынок Санкт-Петербурга в посткризисный период довольно сильно провалился. Так, в 2015 году объем инвестиций в крупные объекты недвижимости и земельные участки был почти на 300% ниже, чем в 2014 году. Инвесторы Санкт-Петербурга в докризисные годы уже сформировали пакет активов и земельных участков на годы вперед, а московские компании только начинают расширять свое влияние и активизировать свою деятельность в северной столице.
Специалист говорит о том, что коммерческие активы, а именно комплексы торгового значения, на сегодняшний день все еще находятся в непростой ситуации: покупательский спрос упал, и поэтому некоторые арендаторы частично закрывают свои магазины, а некоторые крупные фирмы уходят из России. «Заполняемость торговых комплексов снизилась, выручка владельцев падает. В такой ситуации наиболее привлекательными выглядят офисные центры и, как ни странно, недвижимость жилого сегмента. Таким образом, если есть возможность избавиться от актива, приносящего убыток, и получить деньги под финансирование более удачного и прибыльного бизнеса, то действия компаний выглядят более чем обоснованными.
Самый значимый по площади из подлежащих реализации объектов – торговый комплекс «Аура» - изначально должен был стать дизайнерским центром элитных товаров для интерьера. Однако при развитии этой концепции удалось привлечь только одного арендатора. В итоге практически год данное помещение простояло пустым. Затем собственник объекта принял решение сформировать там галерею премиальных бутиков одежды и обуви.
В рамках новой концепции на первых уровнях торгового центра владелец намеревался привлечь премиального продовольственного ритейлера. Но и в этом случае договориться с бутиками не удалось. Позднее в 2014 году супермаркет «О’Кей» занял в молле 2 тысячи квадратных метров, но в первой половине 2016 года покинул торговый комплекс. Причиной этого стал низкий покупательский трафик в объекте. На сегодняшний день «Аура» заполнена арендаторами только на 30%.
Специалисты считают что ТК «Аура» является одним из самых сложных торговых объектов в городе. Данное здание гипотетически может быть интересен ритейлерам для размещения собственного операционного бизнеса, но с учетом особенностей локации и архитектуры готовой концепции для него не имеется. Ее необходимо придумать и реализовать. Несмотря на то, что формально проект является действующим торговым центром, это объект скорее для девелопмента, чем для инвестиций в доходный объект. С учетом сроков реализации проекта, реконцепции такого масштаба, рисков, которые возьмет на себя девелопер, и текущего состояния рынка, потенциально интересная цена для «Ауры» должна составлять до 350 миллионов рублей. Но затраты на создание такого масштабного проекта составили значительно больше.